Экслибрис. Его история и роль в мире книг

 Экслибрис. Его история и роль в мире книг

Первый, кто на папирусе, пергаменте или глиняной табличке, повествующей о чем-нибудь, будь то пересказ мифа, хроника войны или о другом, может быть, сегодня забытом событии, начертал свое имя — имя владельца данной рукописи (или клинописи), конечно, не подозревал, что его далекие потомки назовут эту надпись экслибрисом. Само же слово экслибрис по-латыни означает «из книг» и в сочетании с фамилией подчеркивает владельческие права книголюба.

Экслибрис. Его история и роль в мире книг

Рукописный экслибрис — простой или каллиграфический, он отличается от печатного текстового, как старая рукописная книга отличается от современной печатной. И художественный экслибрис отличается от текстового, как художественное издание от книги без иллюстраций. Но сущность всех видов экслибриса одна: книговладение.

Экслибрис. Его история и роль в мире книг

В сегодняшнем понимании этого термина «экслибрис» — это тиражированный типографским способом и наклееннь-й на книгу ярлык (или виньетка) с текстом, чаще — с иллюстрированным текстом, указывающим на принадлежность книги определенному лицу. В литературе экслибрис нередко называют художественной визитной карточкой книголюба.

Экслибрис. Его история и роль в мире книг

История книжного знака—экслибриса тесно связана с историей книги, от ее примитивных форм и инкунабул до современных изданий. Книга — большая духовная, а в старину обязательно и материальная ценность, отсюда вполне естественно было стремление книговладельца закрепить ее за собой, проставив свой личный знак или надпись на приобретенной книге.

Экслибрис. Его история и роль в мире книг

Первый гравированный экслибрис принадлежал рыцарю Бернгарду фон Рорбаху (ок. 1460 г.). В дальнейшем развитию высокохудожественного книжного знака способствовало увлечение им таких великих мастеров гравюры, как Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-младший, Лукас Кранах (XVI в.). И надо заметить, что уже в то время эти прославленные художники создавали настоящие сюжетные экслибрисы.

Экслибрис. Его история и роль в мире книг

«Три кита», на которых выросли русские и советские книжные знаки,— это экслибрисы сподвижников Петра Великого Д. М. Голицына, Я. В. Брюса и Р. Арескина. Вместе с тем не следует забывать и о более ранних знаках книговладения—о суперэкслибрисе Ивана Грозного, созданного первопечатником Иваном Федоровым, о рисованных экслибрисах первой русской библиотеки в Соловецком монастыре, о так называемых «вкладных записях» и др.
В России к экслибрису, который прошел все стадии от гербово-геральдического до орнаментального и сюжетного, обращались такие художники, как Н. Уткин, К. Сомов, В. Васнецов, М. Врубель, У. Иваск. О последнем необходимо сказать особо. Удо Георгиевич Иваск—пионер научного изучения книжных знаков в России, автор трехтомного «Описания русских книжных знаков (1905—1918 гг.)».
Над советским экслибрисом трудились такие крупные художники, как В. Фаворский, А. Кравченко, Б. Чехонин, В. Добужинский, Л. Пастернак, И. Рерберг, позже—Е. Голяховский, Г. Кравцов, А. Калашников, П. Упитис, Р. Кальо, Л. Гудиашвили, Д. Муфидзаде и др. Подобно нумизматике экслибрисистика, как прикладная дисциплина, выросла из коллекционирования. Книжный знак—весьма любопытный и своеобразный документ эпохи. Это одновременно символический портрет библиофила и страница творчества художника. Как любое произведение искусства, экслибрис тенденциозен и связан с идеологией. Из этого надо исходить при изучении истории развития искусства и распространения книжных знаков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *