Screenshot_20220218-1629562.png

Пятигорский Александр Лейбович (1876-1931)

Пятигорский Александр Лейбович (Львович) (1876-1931) – художник, гравер. 

1890-е — без особой подготовки поступил в Одесскую рисовальную школу, где учился у Г. А. Ладыженского, К. К. Костанди, А. А. Попова, Л. Д. Иорини. Школу  закончил в числе лучших. Рисовальная школа считалась одним из лучших учебных заведений такого рода в Российской империи. Успешные выпускники училища имели право поступления в петербургскую Академию художеств без экзаменов с 1886 года.

«Из действительно выдвинувшейся одесской молодежи, которая уже заняла в современной летописи видное место и принадлежала к одному и тому же школьному периоду, мы назовем имена: Натана Альтмана, И. Бродского, Бориса Анисфельда, Зейлика Гржебина, А. Пятигорского, С. Сорина, Вл. Издебского, и среди них, конечно, имя Павла Александровича Шиллинговского. […]» Петр Дульский. Воспоминания. (1894-1899).

1899-1904— как выпускник Одесской рисовальной школы, был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств.  Где  два года  учился на живописном отделении   в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. В это время в Академии живопись преподавали И. Репин, В. Е. Маковский.

Затем, в 1901-1904 гг.  учился в академической мастерской В. В. Матэ.

1 ноября 1904 г. — Пятигорский получил звание художника.

1908-1910 — Член Общины художников — Новый союз передвижных выставок.

Учеба  у В.В. Матэ 

Во время учёбы А. Л. Пятигорского  в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств  обучение в мастерской у профессора-руководителя занимало 4 года. Ежегодно число учеников в мастерской Матэ колебалось от пяти до восьми человек.  А.Л. Пятигорский учился у В.В. Матэ в академической мастерской  в течение 1901-1904 гг.


А.Л. Пятигорский. По берегу Днепра. 1902. Офорт.

«В граверной мастерской числится четыре ученика и две ученицы. Изучением офорта занимались из мастерских И. Е. Репина и В. Е. Маковского двое. Из отделения архитектуры двое».Академический отчёт В. В. Матэ за 1902/1903 учебный год. (Ссылка на книгу)


А.Л. Пятигорский. Портрет женщины. 1903. Офорт.

Мастерская в Академии художеств где обучался Пятигорский   была оснащена новейшим оборудованием и всем необходимым для первоклассного печатания оттисков. Всем, кто приходил в мастерскую  Матэ отдавал свои знания и опыт.

1 ноября 1904 г. Пятигорский А.Л. закончил учёбу в мастерской Матэ В. В. и получил звание художника за офорты.


Верхняя справа. Александр Пятигорский.  Офорт с картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван».1904.

Работа и творчество

Овладев под руководством Матэ тонкостями и сложностями гравирования, Пятигорский А. Л. в своём творчестве пошел по стопам учителя. Наибольшую известность он приобрел занимаясь репродукционной гравюрой.


А Л. Пятигорский. Портрет молодого человека (с оригинала Греза). 1902-03. Офорт.

Мастерство Пятигорского было так велико, что Матэ привлек его к работе над официальным заказом Академии художеств — награвировать портреты умерших ее действительных членов. Это был высокооплачиваемый официальный заказ (каждый портрет стоил от 400 до 600 рублей) и и он предполагал высокое качество исполнения. Из тридцати четырех офортов, созданных на протяжении двух десятилетий, большая часть — тринадцать гравюр — была исполнена самим Матэ, остальные работы выполнены его учениками. Из наиболее удачных листов этой серии является портрет А. Менцеля, гравированный А. Пятигорским.


А.Л. Пятигорский. Портрет Адольфа Менцеля. 1906. Офорт.

Портрет занимает существенное место в творчестве А. Пятигорского. Наряду с исполненным высокого технического мастерства и элементов подлинного психологизма портретом А. Менцеля, гравер в 1906 году создает портрет  К. Маркса, один из первых во всём русском искусстве.


А.Л. Пятигорский. Портрет К. Маркса. 1906. Офорт

Значительное место в творчестве Пятигорского занимают полотна передвижников. Особенное внимание обращает на себя его интерпритация с » Прачек» А. Архипова.


А Л. Пятигорский. Прачки. С оригинала А.Е.Архипова. 1906. Офорт

Иллюстрации А Л. Пятигорского  поэмы А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» для Кружка любителей русских изящных изданий

Поэма графа А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» была задумана обществом библиофилов «Кружок любителей русских изящных изданий»  как роскошное, дорогое издание, которое должно было стать «истинно библиофильским». В отличие от предшествующих оно оформлялось не репродукциями, а авторскими оригинальными произведениями.

Выбор художника для  оформления поэмы «Рассвет» вызвал жаркие споры среди членов Правления Кружка любителей изящных изданий. В конце концов победил один из основателей, сенатор Остроградский М.А. По его рекомендации  был приглашен  художник Пятигорский Александр Лейбович.

Всего в книге восемь иллюстраций, две из которых страничные, четыре даны в тексте, одна является заставкой и еще одна — концовкой. Все доски после отпечатания офортов были сразу уничтожены, вероятно, чтобы повысить редкость издания.

Поэма А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» была отпечатана в типографии Р.Р. Голике и А.И. Вильборга в 1908 г.

Иллюстрации, выполненные в технике офорта,  были испорчены при тиражировании. Чем заслужили незаслуженную критику со стороны Верещагина В.А. (ссылка на книгу).

 Со стороны типографии, не желая признавать необходимость нововведений в печатной технике, они проигнорировали миниатюрность и тонкость офортов Пятигорского.

«Все те гравюры, которые миниатюрны и резаны очень тонким штрихом, с очень чёрным фоном, будут выходить, т.е. печататься не совсем хорошо. Краска типографская будет постоянно «заливать» тонкие штрихи, в печатник при скорости работы не будет иметь никакой возможности беспрестанно останавливать машину, чтобы делать прочистку и приправку каждой маленькой гравюры» (письмо редактора журнала «Всемирная иллюстрация» С.Н. Шибинского от 6.05.1882 г).

Отпечатана была поэма в количестве 250 нумерованных экземпляров. Стоил экземпляр чрезвычайно дорого — 10 рублей, но тем не менее весь был распродан. В настоящее время, поэма Поэма графа А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» с иллюстрациями А.Л. Пятигорского является редкостью и оценивается библиофилами чрезвычайно высоко.

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится переписка А. Л. Пятигорского с известным коллекционером офортов  Ульянинским В.Г. (1855–1928).


А Л. Пятигорский. Гаданье. Офорт.

В 1915-1917 гг согласно известному дореволюционному справочнику «Весь Петербург» (раздел «Художники» с указанием адресов) , Пятигорский Александр Львович проживал по адресу: П.С., Большой проспект, 80 (Доходный дом А. А. Никольского).

Работы находятся в собраниях

Государственный русский музей, Сахалинский областной государственный художественный музей, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Чувашский государственный художественный музей.

Источники:

Одесская художественная школа. Воспоминания бывших учеников, 1865-1940 : сборник / сост. О.М. Барковская ; ред. И.С. Шелестович ; Одес. нац. науч. б-ка. – Одесса, 2015. – 148 с., 8 с. ил.

Рассвет: Поэма / Граф А. А. Голенищев-Кутузов; [8 офортов худ. А. Л. Пятигорского]. — Спб.: Кружок любителей рус. изящ. изд., 1908. — [8], 34 с.: ил. – 250 нумер. экз., из них 32 имен.

Верещагин В.А. Кружок любителей изящных изданий. СПб., 1903-1916 // Временник Общества друзей русской книги. Вып. 2. Париж, 1928. С. 73-84;

Аркадий Мелуа. Академия наук. Биографии. 1724–2019. Том 5. Гафуров – Грессгофф. С.356

В. И. Фёдорова. В. В. Матэ и его ученики. Издательство » Художник РСФСР». Ленинград, 1982. 208 с.

П. А. Шиллинговский: [Сборник]/ Сост. П. Е. Корнилов. — Казань, 1926. — С. 11-23.