Пятигорский Александр Лейбович (Львович) (1876-1931) – художник, гравер.
1890-е — без особой подготовки поступил в Одесскую рисовальную школу, где учился у Г. А. Ладыженского, К. К. Костанди, А. А. Попова, Л. Д. Иорини. Школу закончил в числе лучших. Рисовальная школа считалась одним из лучших учебных заведений такого рода в Российской империи. Успешные выпускники училища имели право поступления в петербургскую Академию художеств без экзаменов с 1886 года.
«Из действительно выдвинувшейся одесской молодежи, которая уже заняла в современной летописи видное место и принадлежала к одному и тому же школьному периоду, мы назовем имена: Натана Альтмана, И. Бродского, Бориса Анисфельда, Зейлика Гржебина, А. Пятигорского, С. Сорина, Вл. Издебского, и среди них, конечно, имя Павла Александровича Шиллинговского. […]» Петр Дульский. Воспоминания. (1894-1899).
1899-1904— как выпускник Одесской рисовальной школы, был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств. Где два года учился на живописном отделении в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. В это время в Академии живопись преподавали И. Репин, В. Е. Маковский.
Затем, в 1901-1904 гг. учился в академической мастерской В. В. Матэ.
1 ноября 1904 г. — Пятигорский получил звание художника.
1908-1910 — Член Общины художников — Новый союз передвижных выставок.
Учеба у В.В. Матэ
Во время учёбы А. Л. Пятигорского в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств обучение в мастерской у профессора-руководителя занимало 4 года. Ежегодно число учеников в мастерской Матэ колебалось от пяти до восьми человек. А.Л. Пятигорский учился у В.В. Матэ в академической мастерской в течение 1901-1904 гг.

«В граверной мастерской числится четыре ученика и две ученицы. Изучением офорта занимались из мастерских И. Е. Репина и В. Е. Маковского двое. Из отделения архитектуры двое».Академический отчёт В. В. Матэ за 1902/1903 учебный год. (Ссылка на книгу)

Мастерская в Академии художеств где обучался Пятигорский была оснащена новейшим оборудованием и всем необходимым для первоклассного печатания оттисков. Всем, кто приходил в мастерскую Матэ отдавал свои знания и опыт.
1 ноября 1904 г. Пятигорский А.Л. закончил учёбу в мастерской Матэ В. В. и получил звание художника за офорты.

Работа и творчество
Овладев под руководством Матэ тонкостями и сложностями гравирования, Пятигорский А. Л. в своём творчестве пошел по стопам учителя. Наибольшую известность он приобрел занимаясь репродукционной гравюрой.

Мастерство Пятигорского было так велико, что Матэ привлек его к работе над официальным заказом Академии художеств — награвировать портреты умерших ее действительных членов. Это был высокооплачиваемый официальный заказ (каждый портрет стоил от 400 до 600 рублей) и и он предполагал высокое качество исполнения. Из тридцати четырех офортов, созданных на протяжении двух десятилетий, большая часть — тринадцать гравюр — была исполнена самим Матэ, остальные работы выполнены его учениками. Из наиболее удачных листов этой серии является портрет А. Менцеля, гравированный А. Пятигорским.

Портрет занимает существенное место в творчестве А. Пятигорского. Наряду с исполненным высокого технического мастерства и элементов подлинного психологизма портретом А. Менцеля, гравер в 1906 году создает портрет К. Маркса, один из первых во всём русском искусстве.

Значительное место в творчестве Пятигорского занимают полотна передвижников. Особенное внимание обращает на себя его интерпритация с » Прачек» А. Архипова.

Иллюстрации А Л. Пятигорского поэмы А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» для Кружка любителей русских изящных изданий
Поэма графа А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» была задумана обществом библиофилов «Кружок любителей русских изящных изданий» как роскошное, дорогое издание, которое должно было стать «истинно библиофильским». В отличие от предшествующих оно оформлялось не репродукциями, а авторскими оригинальными произведениями.

Выбор художника для оформления поэмы «Рассвет» вызвал жаркие споры среди членов Правления Кружка любителей изящных изданий. В конце концов победил один из основателей, сенатор Остроградский М.А. По его рекомендации был приглашен художник Пятигорский Александр Лейбович.

Всего в книге восемь иллюстраций, две из которых страничные, четыре даны в тексте, одна является заставкой и еще одна — концовкой. Все доски после отпечатания офортов были сразу уничтожены, вероятно, чтобы повысить редкость издания.

Поэма А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» была отпечатана в типографии Р.Р. Голике и А.И. Вильборга в 1908 г.
Иллюстрации, выполненные в технике офорта, были испорчены при тиражировании. Чем заслужили незаслуженную критику со стороны Верещагина В.А. (ссылка на книгу).
Со стороны типографии, не желая признавать необходимость нововведений в печатной технике, они проигнорировали миниатюрность и тонкость офортов Пятигорского.
«Все те гравюры, которые миниатюрны и резаны очень тонким штрихом, с очень чёрным фоном, будут выходить, т.е. печататься не совсем хорошо. Краска типографская будет постоянно «заливать» тонкие штрихи, в печатник при скорости работы не будет иметь никакой возможности беспрестанно останавливать машину, чтобы делать прочистку и приправку каждой маленькой гравюры» (письмо редактора журнала «Всемирная иллюстрация» С.Н. Шибинского от 6.05.1882 г).
Отпечатана была поэма в количестве 250 нумерованных экземпляров. Стоил экземпляр чрезвычайно дорого — 10 рублей, но тем не менее весь был распродан. В настоящее время, поэма Поэма графа А.А. Голенищева-Кутузова «Рассвет» с иллюстрациями А.Л. Пятигорского является редкостью и оценивается библиофилами чрезвычайно высоко.
В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится переписка А. Л. Пятигорского с известным коллекционером офортов Ульянинским В.Г. (1855–1928).

В 1915-1917 гг согласно известному дореволюционному справочнику «Весь Петербург» (раздел «Художники» с указанием адресов) , Пятигорский Александр Львович проживал по адресу: П.С., Большой проспект, 80 (Доходный дом А. А. Никольского).
Работы находятся в собраниях
Государственный русский музей, Сахалинский областной государственный художественный музей, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Чувашский государственный художественный музей.
Источники:
Одесская художественная школа. Воспоминания бывших учеников, 1865-1940 : сборник / сост. О.М. Барковская ; ред. И.С. Шелестович ; Одес. нац. науч. б-ка. – Одесса, 2015. – 148 с., 8 с. ил.
Рассвет: Поэма / Граф А. А. Голенищев-Кутузов; [8 офортов худ. А. Л. Пятигорского]. — Спб.: Кружок любителей рус. изящ. изд., 1908. — [8], 34 с.: ил. – 250 нумер. экз., из них 32 имен.
Верещагин В.А. Кружок любителей изящных изданий. СПб., 1903-1916 // Временник Общества друзей русской книги. Вып. 2. Париж, 1928. С. 73-84;
Аркадий Мелуа. Академия наук. Биографии. 1724–2019. Том 5. Гафуров – Грессгофф. С.356
В. И. Фёдорова. В. В. Матэ и его ученики. Издательство » Художник РСФСР». Ленинград, 1982. 208 с.
П. А. Шиллинговский: [Сборник]/ Сост. П. Е. Корнилов. — Казань, 1926. — С. 11-23.