Литография Т-ва И.Д. Сытина, Москва 1917 г.

Литография. Надписи: N83 Литографiя Т-ва И.Д. Сытина, Москва 1917 г.

Литография Т-ва И.Д. Сытина, Москва 1917 г.

Размер: 25*39 см., 7 цветов

На литографии изображена молодая девушка в нарядном украинском народном костюме. Богатый головной убор со множеством цветов и лент. На шее несколько рядов коралловых бус, а также монисто из 5 царских серебряных (золотых ?) монет с российским орлом.

По словам самого И.Д.Сытина в его книге «Жизнь для книги» литографии печатались им «в семи красках хромолитографии на плотной бумаге».  Сюжет: портрет молодой девушки в национальном костюме также не случаен, а ориентирован на основного покупателя: «Более всего, однако, покупались картины на Украине, где хозяйки наперебой друг перед дружкой спешили убрать свою хату».

Художник не указан. Попробуем исследовать вопрос, кто мог бы быть автором литографии.

7

Стоит отметить, что в то время на этнику была, так сказать, мода.
Например, на колоде игральных карт «Высшiй сортъ», авторство которых принадлежит Н.Н. Каразину (1900 г.), изображены портреты представителей четырех национальностей, входящих в те года в состав Русской Империи:
*червы — великорусское племя.
*бубны — польская национальность.
*трефовая масть — малороссийская (украинская) национальность.
*пики — киргизская или башкирская национальность.

6

Еще пример, на рекламе Калинкинского пиво-медоваренного товарищества (Санкт-Петербург, 1896 г.), нарисована молодая девушка со стаканом пива в национальном украинском костюме.

Еще 2 гравюры того времени (рис. М.Класс Грав. Ю.Барановский):

рис. М.Класс Грав. Ю.Барановский

рис. М.Класс Грав. Ю.Барановский

Законодателями моды на Украину в дореволюционной России были так называемые Слобожане. 5
Это целая плеяда харьковских художников: Репин И.Е., Сергеев Н.А., Васильковский С.И., Левченко П.А., Каразин Н.Н. и др.

4

Они активно писали для заказчиков по всей Российской империи открытки и картины, в том числе с малороссийским мотивом. Так, например, у Васильковского много картин и открыток с украинской тематикой, у Левченко тоже.

1

Или у Каразина Н.Н. есть две работы, с которыми у литографии издательства товарищества И.Д. Сытина есть некоторое сходство: очень похожи модели на литографии издательства товарищества И.Д. Сытина, Москва и открытке “Боярышня” авторства Каразина Н.Н. изд. Маркус Э.И., С.-Пб, литография (можно предположить, что одна и та же девушка позировала): сначала в русском народном костюме, потом в украинском наряде.

2

А цвета, узоры на рушнике на открытке Каразина Н. “Хлеб да соль” напоминают узоры на девичьей рубашке.

3

Однако, на литографии нет изображений ласточек, а Каразин Н.Н. их ставил как подпись.

Так что насчет его авторства нет полной уверенности. Конечно, в 1917г. Каразина Н., Васильковского С., Левченко П. уже не стало… но ведь литографию могли сделать по более ранней картине, не так ли? Так что, не исключено, что художником, нарисовавший этот портрет был кто-то из Слобожан. Тем более, что Сытин И.Д. по совету академика М.П. Боткина, рядом с художественным отделом которого  выставлялся на Всероссийской промышленной выставке 1882 года, привлекал для своих картин «самых прославленных, самых талантливых художников», » все наличные художественные силы страны». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *