Агитационная открытка Московского Союза Потребительских Обществ.
Издание Московского Союза Потребительских Обществ. Типография Т-ва И.Д. Сытина. Москва, до 1917 года.
Надпись на открытке:
“Потребитель! Разъединенный ты — ничто! Объединенный ты — все!”
Изображена пирамида из людей: Самый нижний — Потребитель, он держит на себе еще 4 человека. На спине Потребителя сидит Лавочник. На нем сидит Комиссионер, который держит Оптовика. На вершине пирамиды восседает Фабрикант, он одет во фрак и цилиндр, держит в руках вичку для того чтобы подгонять всех, кто его на себе несет.
На обороте открытки стоит надпись:
Типография Т-ва И.Д. Сытина. Москва
4-е (?) изданiе Московского Союза Потребительских Обществ
Перепечатка воспрещается
Год не указан. Однако, поскольку после Революции Московский Союз Потребительских Обществ был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ ( Центросоюз) , то год издания открытки был до 1917 года (К слову сказать, что и Типографию т-ва Сытина после Революции национализировали и переименовали).
Скорее всего открытка была напечатана в период 1911-1917 гг. (в этот период Московский союз Потребительских Обществ вел активную пропаганду потребительской кооперации).
Представленная открытка “Потребитель! Разъединенный ты — ничто! Объединенный ты — все!” интересна сразу с двух аспектов.
Во-первых, открытка издана Типографией Т-ва И.Д. Сытина (г. Москва). Это большая редкость, потому что сытинская типография не отмечена массовым выпуском открыток. Книги, брошюры, школьные пособия, справочники, крупные многотомные издания по отраслям науки, журналы, календари, плакаты, литографии, портреты, иконы и т.п. — да, печатали и в большом количестве (все-таки крупнейшая типография в стране: свыше 25% всей книжной продукции России в 1914 г. ). А вот открыток почти нет. Видимо, эту напечатали по спецзаказу крупного заказчика, коим являлся Московский союз Потребительских Обществ.
Во-вторых, дизайн открытки, пропагандирующий объединение потребителей. Эту идею Московский союз Потребительских Обществ, а потом и Центросоюз несет и активно продвигает уже свыше 100 лет. Лозунг: “В единении — сила” украшает и современную эмблему Центросоюза. С помощью открытки можно увидеть как и какими художественными приемами необходимость объединения потребителей пропагандировалась более века назад.
Историческая справка.
Московский союз Потребительских Обществ создан в 1898 году. Цель — объединение заказов кооперативных потребительских обществ для получения выгодных условий поставок товара (по сути выполняет агентские функции).
После роста собственного капитала, за счет увеличения паевых взносов Союз осуществлял самостоятельную торговую деятельность в Россию и за рубежом, открыл собственный оптовый склад, делал закупки продовольствия, основал Московский народный банк, имел в собственности недвижимость. В первую Мировую войну осуществлял военные поставки.
Московский союз Потребительских Обществ активно занимался пропагандой кооперативного движения, особенно в период 1911-1917 гг.
Издавал журналы:
«Союз потребителей» (с 1903 г.), приложение “Торговый отдел” (1911-1917 гг.).
«Объединение» (с 1910 г. ) журнал для пайщиков-горожан, см. ниже.
«Общее дело» (с 1914 г.) журнал для пайщиков-крестьян.
Московский союз Потребительских Обществ также печатал просветительские брошюры и листовки, агитационные плакаты, отрывные календари, ежегодники «Записная книжка кооператора».
После Февральской революции 1917 года преобразован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ, или Центросоюз, который существует и поныне.