В китайском городе Чинг-те-Чене издавна делали посуду. Из красной и жёлтой глины. Посуда была красивая, только, к сожалению, тяжеловатая. Из красной или жёлтой глины тонкостенной посуды не сделать. Тем не менее китайцы очень гордились своими чашками, тарелками, вазами и хвастливо постукивали ногтем по их стенкам, с удовольствием прислушиваясь к звуку обыкновенного щелчка.
Но вот один гончар нашёл совсем особенную белую глину. Нашёл на горе, которая называлась Гао-лин. На китайском языке это означает «Высокий холм». Гончар был большой выдумщик и очень умный человек. 3ахотелось ему сделать из белой глины чашечку.
— С ума ты сошёл, что ли? Говорили ему приятели — Ни деды, ни прадеды наши не делали посуды из этого порошка. А раз так, то и нам нельзя!
— А я сделаю! сказал упрямый гончар.
Приготовил глиняное тесто и принялся за работу. Вскоре перед ним выстроился ряд небольших чашечек. Не коричневых, не жёлтых, а беленьких.
Смотрит на них гончар, не нарадуется. Полюбовался и поставил в печь, в которой обычно обжигали глиняную посуду.
Когда прошло нужное для обжига время, гончар вынул свои посудинки из печи и чуть не заплакал от огорчения. Его чашки расплылись, превратились в бесформенных уродцев. Но гончар был человеком упрямым и после первой неудачи не отступил от задуманного.
Чего-то не хватает глиняному тесту‚ решил он.— Что бы такое в него добавить, чтоб укрепить мои чашечки?
И начал искать примеси, растирать в порошок разные камни и добавлять их к белой глине. Но тесто не становилось прочнее. Сделанная из него посуда попрежнему расплывалась и растекалась по дну печи или с треском раскалывалась,разлеталась на мелкие кусочки. Иногда, правда, она становилась послушнее. Стенки чашек корёжились, но не ломались, не растекались. Сами же чашки, как и раньше, выглядели жалкими уродцами.
Гончар прослыл чудаком. Он совсем обнищал. Ведь он не зарабатывал ни гроша, тратя время на поиски нужной примеси к белой глине.
А в том, что такую примесь можно найти, он не сомневался. И странное дело, чем дальше, тем меньше над ним смеялись. А когда он умер, так ничего и не добившись, нашлись люди, которые продолжили его поиски.